• bg11
  • bg2
  • bg3
  • bg3

Южные порты удерживают лидерство

Южные порты удерживают лидерство

18-05-2015

За первые 4 месяца 2015 года грузооборот морских портов России увеличился на 5,8% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го и составил 212,3 млн т, сообщает Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Какие порты оказались в лидерах, а какие – в аутсайдерах?

Объем перевалки сухогрузов за 4 месяца текущего года незначительно уменьшился по сравнению с аналогичным периодом годом ранее (-0,2%) и составил 88,3 млн т, а объем перевалки наливных грузов, наоборот, вырос на 10,5% к уровню 2014-го и составил 124 млн т.

Среди номенклатур, которые показали рост, одно из главных мест занимают нефтепродукты. Их показатели увеличились на 16,6%, до 49,3 млн т. Начавшаяся в прошлом году тенденция снижения мировых цен на сырую нефть стимулировала ее переработку внутри России, ввиду этого возросла перевалка нефтепродуктов.

Несмотря на то, что в целом перевалка сухогрузов снизилась, объем экспортно ориентированных грузов увеличился: угля – до 35,8 млн т (+0,8%), черных металлов – до 9,2 млн т (+10,8%), минеральных удобрений – до 4,6 млн т (+1,5%).

Надо отметить, что с начала года произошло падение объема перевалки грузов в контейнерах (-14,4%, до 13,1 млн т). По данным АСОП, за 4 месяца 2015-го порты РФ перегрузили 173,2 млн т экспортных грузов, что на 7,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако если экспорт по-прежнему растет, то объем перевозимых через морские ворота страны импортных и транзитных грузов из-за сложившейся политической ситуации неуклонно падает (-23,9% и -3,9% соответственно).

По мнению профессора кафедры портов и грузовых терминалов Государственного университета морского и речного флота (ГУМРФ) им. адмирала С. О. Макарова Александра Кузнецова, в 2008–2009 гг. ситуация была схожей: за счет увеличения экспортных поставок работы у портов стало больше. С одной стороны, это положительная тенденция, а с другой – негативная.

«Ведь по дешевке мы продавали и продаем наше сырье, ресурсы, полезные ископаемые. Я бы не стал радоваться такой тенденции до проведения тщательного анализа», – поясняет он.

Участники отрасли отмечают, что в связи с введением санкций ЕС и США, а также российских контрсанкций прежде всего поменялась география экспортно-импортных операций. «Российская внешняя торговля изменяет свою структуру с импорта потребительских товаров и продуктов в сторону экспорта промышленной продукции. Особенно это заметно по генеральным грузам», – говорит руководитель морской логистики Stena Line Freight Петер Клеберг. Тем не менее эта тенденция, по его словам, помогает России достичь более здорового внешнеторгового баланса, невзирая на то, что причины такого сдвига (санкции и падение курса рубля) не так уж хороши сами по себе.

Если раньше грузы в Европу следовали преимущественно через порты Балтийского бассейна, то из-за сложившейся политической и экономической ситуации многие эксперты полагают, что отправной точкой основного объема грузопотока за рубеж станут черноморские гавани.

Результаты 2014 года показали, что тенденции прошлых лет в целом сохраняются. Объем перевалки грузов в портах Азово-Черноморского бассейна увеличился на 11,2% по отношению к 2013-му. Необходимо отметить, что по итогам 4 месяцев 2015 года по объему перевалки грузов по-прежнему лидируют порты Азово-Черноморского бассейна (+11,7%). Темпы роста портов Балтийского бассейна ниже: увеличение за январь – апрель составило лишь 4,7% по сравнению с 2014 годом. Отрицательная динамика наблюдается только в портах Арктического и Каспийского бассейнов (-1,8% и -0,7% соответственно). Это и неудивительно, ведь на долю морских портов Азово-Черноморского бассейна приходится почти треть грузооборота российских стивидорных компаний.

«Рост грузооборота южных портов произошел на фоне позитивной динамики практически во всех российских портах, кроме арктических», – отмечает генеральный директор компании «Новотранс Юг», член президиума генерального совета «Деловой России» Михаил Розенфельд.

Нельзя не отметить, что в увеличение объемов перевалки грузов среди морских портов Азово-Черноморского бассейна основной вклад внесли: Кавказ – рост на 39,1%, Туапсе – 24,4%, Ейск – 10,7%, Таганрог – 6,4%, Новороссийск –5,7% и Темрюк – в 1,8 раза.

C развитием морских причальных мощностей и терминалов, которые имеют прямые коммуникации с железнодорожными линиями, происходит естественный рост экспортных объемов, считает доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Леонид Шляпников. По его словам, в первую очередь речь идет о росте транспортировки навальных грузов и сырья: угля, древесины, металла, зерна.

«Из-за снижения курса национальной валюты в 2015 году будет происходить дальнейший рост объемов экспорта по данным категориям до 15%», – прогнозирует он.

По мнению Л. Шляпникова, это потребует дополнительных мощностей и ресурсов от логистической системы, которая в узловых точках сейчас находится на пределе.

«Рост входных и выходных грузопотоков через морские порты требует развития системы сухих портов с гибкими сервисами по перевалке, обработке и терминальному хранению грузов. Для обслуживания таких мощностей необходима эффективная современная инфраструктура, автомобильные путепроводы и железнодорожные линии, станции, мультимодальные терминалы», – добавляет он.

Согласно прогнозам Минтранса России, к 2030 году грузооборот портов Южного региона, включая Крым, составит более 400 млн т в год. А это более чем в 2 раза превышает сегодняшние объемы. Напомним, что в 2014-м грузооборот всех портов РФ увеличился на 5,7% по сравнению с предыдущим годом и составил 623,4 млн т. АСОП ожидает роста грузооборота по итогам 2015 года на уровне 4%.


К списку новостей